31.10.2018
2.Аннотация программы
Традиционные
народные промыслы являются самым гениальным видом искусства, отточенным не
одним поколением и пронесенным через столетия. Обидно
за безграмотность современных родителей, которые чаще всего заменяют общение
детей с народно-декоративным искусством на компьютерные игры, игрушки-трансформеры, порождающие жестокость
и агрессию. У
детей не всегда есть возможность соприкоснуться с декоративно- прикладным
искусством, подержать в руках изделия народных мастеров. Ребенок познает мир
через все органы чувств, и радость его от впервые увиденного, ощупанного,
испробованного очень важна, у малышей есть потребность в таких
ощущениях.
«Творческая личность – это достояние всего
общества» - констатирует в своих трудах отечественный ученый в области детского
изобразительного творчества Т.С.Комарова. Согласно документу «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» (Распоряжение
правительства РФ от 29.052015 №996-р), на сегодняшний день чрезвычайно важным
является формирование в человеке высокой нравственной, психологической и эстетической культуры.
Мы поставили
перед собой задачу создать музей, который станет этнокультурным,
художественно-эстетическим и
досуговым центром учреждения,
чтобы в нем сочетались игра и мастерская, занятия и театр, экскурсии и
познавательная деятельность, а творчество ребенка, его мир был сопряжен с миром
его предков.
3.Обоснование программы
Истоки творческих
способностей и дарования
детей – на кончиках
пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут
тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Чем больше уверенности и изобразительности
в движении детской
руки, тем тоньше
взаимодействие с
орудием труда,
чем сложнее движения,
тем глубже входит
взаимодействие руки с природой,
с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.
Другими словами: чем
больше мастерства
в детской руке, тем ребенок умнее.
В.А.Сухомлинский
Музей
дагестанской национальной культуры поможет разнообразить предметную среду
детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное
воспитание детей, расширить представление детей о собственной душевной
близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими
сейчас, рядом.
Работа по
развитию творческой личности детей
дошкольного возраста будет успешной,
если создать развивающее пространство по декоративно прикладному искусству
народных мастеров Дагестана, необходимо привлечь
родителей, к участию в проекте при
создании детского музея, изготовлению
пособий, подготовке и участие в конкурсах
и народных праздниках.
Мы живем в городских условиях, где нет
возможности увидеть непосредственный процесс изготовления изделий народных
мастеров. Пытаясь углубиться с детьми в освоение отдельных видов деятельности и новых предметных знаний, предлагаемых на
словесном уровне, мы чаще всего получаем эффект отторжения. Поэтому в
данном проекте в работе
с детьми включены методы арт-терапии и «музейной игры», способствующие
успешной адаптации дошкольников в условиях временного коллектива, снижению тревожности, агрессивности и неуверенности в себе.
Работа с
различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка,
развивает пространственное воображение, конструкторские
возможности, абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Знакомство с работами народных мастеров ( балхарская и сулевкентская керамика, унцукульская насечка, искусство кубачинских мастеров, кайтагская вышивка, табасаранское ковроткачество ) развивает умения рисовать узоры, подбирать
цветовую гамму, создавать композиции,
учит ритмично располагать узор,
развивает навыки лепки из глины,
воспитывает интерес к народному
декоративному творчеству, развивает
художественные и творческие способности дошкольников, развивает речь, расширяя
словарный запас.
Детский музей –
это целая воспитательно-образовательная
система, которая облегчает ребенку вхождение в сложный мир
искусства. Наш музей это не хранилище вещей и предметов, а пространственная среда изучение детьми
ремесел, традиций художественного наследия.
Культурное наследие народа – это огромное богатство, которым нужно научить ребенка
пользоваться, сохранить и приумножить, разбудить в детской душе любовь к родной
природе, к родному дому, семье, к истории. Необходимо донести до
сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать
детей в национальных традициях. Чем
раньше мы познакомим детей с видами народных промыслов, историей их
создания, научим дошкольников
самостоятельно создавать продукт творчества в рамках своего возраста, тем
больше наши дети будут знать о своем прошлом, уважать его историю, ценить народное
искусство.
Народное искусство передает новым поколениям национальные
традиции, усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств.
Соприкосновение с народным искусством обогащает душу малыша, воспитывает у него
гордость за свой народ, ведь для ребенка
открывается возможность первого проникновения
в историю родного края.
4.Описание программы
Данный проект создан в соответствие с актуальными нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на
2013 – 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства от 15 апреля 2014 года
№295);
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014
г. № 2765-р);
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. Статья 23, п.3.
Все качества творческой
личности формируются постепенно, с детства. Наиболее благоприятным возрастом
для формирования их основ считается дошкольный возраст. Дошкольный возраст –
это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений,
осознания себя в системе предметного и социального мира. Исследовательница
изобразительного творчества ребенка Н.П.Сакулина писала, что «в дошкольном
возрасте дети приобретают опыт настоящего творчества, который в дальнейшем
приложат к любой области труда».
Данный проект имеет
художественную направленность и рассматривается как средство становления и
развития творческого потенциала дошкольников.
Реализовать
проект мы планируем с привлечением сотрудников ДОУ, воспитанников и их
родителей. Проект, рассчитан на 6 месяцев и разделен на три этапа:
1.
Организационный,
2.
Подготовительный,
3.
Заключительный.
Организационный этап.
На
данном этапе изучается нормативно-правовая база по созданию музея:
- идет
разработка и принятие «Положения о Музее ДОУ»,
-
изучается методическая литература;
Работа
с материалом для будущего музея:
-
систематизируется собранный материал
-
определяется структура музея;
-
готовятся музейные экспозиции
-
проводится подбор
наглядных и дидактических материалов
(тематические картинки, плакаты с элементами
росписи, фотографии, предметы).
Подготовка презентаций по
ознакомлению детей с народными промыслами;
разработка конспектов занятий.
Подбор фольклора и художественной
литературы:
- стихов на тему народных промыслов,
- дагестанских сказок,
- разучивание стихов, потешек,
поговорок на национальных языках с участием родителей.
Подготовка материалов для
организации художественно-творческой деятельности детей
- приобретение основных инструментов, принадлежностей, для
лепки и росписи:
- гончарный круг,
- стеки,
- формочки,
- шаблоны
- кисти
- глина,
- грунтовка
- пластилин,
- краски Ангоб,
- краски акриловые,
- гуашь,
- краски акварельные
Подготовка картотеки народных игр,
Обсуждение с
семьями детей плана действий по задуманной теме будущего проекта,
- посещение
семей,
- индивидуальные
консультации,
- открытые
занятия.
- анкетирование родителей.
Составление
плана-схемы проведения проекта.
Практический этап
1.
Подбор и анализ методической литературы по декоративно-прикладному
искусству,
2.
Подбор наглядно-дидактических пособий,
демонстрационного материала и иллюстраций.
3.
Сбор видеоматериала:
«Гончарное
искусство Балхара »,
«Сулевкентская
керамика»
«Дагестанские ковры»,
«Кубачинские
златокузнецы»
«Кайтагская вышивка»
«Унцукульская
насечка»
4.
Проведение
консультаций для родителей на тему:
«Роль декоративно-прикладного искусства в
художественно-эстетическом развитии ребенка».
5.
Оформление стенда «Очаг
мой Дагестан» о Дагестане, о его прошлом и настоящем
6.
Экскурсия в Дагестанский музей изобразительных
искусств им. Гамзатовой П.С.
7.
Посещение музеев
и выставок по народно-прикладному искусству.
8.
Экскурсия в Центр этнической культуры Дагестана
9.
Экскурсия в село Балхар
10.
Цикл
бесед и мероприятий о национальных дагестанских костюмах.
Представление
своего национального костюма;
Конкурс «Бабушкин
сундук», с участием родителей
По окончании конкурса, оформление первой
экспозиции в музее детского сада с использованием
манекенов.
11.
Цикл бесед с детьми о видах декоративно-прикладного
искусства:
«Балхар –
гончарная песня» беседа о селе гончаров,
знакомство с историей села,
«Сулевкентская
керамика»,
«Унцукульская
насечка»,
«Кайтагская
вышивка»,
«Табасаранские
ковры»,
«Кубачинское
искусство»,
12.
Рассматривание
альбомов по промыслам.
13.
Рассматривание иллюстраций с изображениями видов
росписей, фотографий, использование раскрасок.
14.
Использование художественного слова:
Проведение конкурса чтецов «Дагестанские поэты – детям» (на
русском и дагестанских языках)
Чтение художественной литературы, подбор произведений фольклора,
стихов, пословиц, поговорок.
15.
Сотворчество родителей с детьми:
Конкурс «Кукла
из моего села», для родителей и детей
По окончании
конкурса оформление экспозиции в музее детского сада.
16.
Цикл занятий
« В
гостях у тетушки Хабибат»,(посещение гончарной мастерской )
«
Волшебный круг тетушки Хабибат»
(знакомство с гончарным кругом),
«Золотые
руки тетушки Хабибат» (лепка на гончарном круге)
«
Волшебный огонь тетушки Хабибат» (рассказ о том, как обжигают посуду в печах)
17.
Выставка детского творчества;
18.
Пополнение экспозиции детского музея продуктивной деятельностью
дошкольников.
19.
Создание альбома детских работ по
народно-декоративному творчеству.
20.
Игровая деятельность (дагестанские игры).
Заключительный этап
Оформление собранного материала.
Открытое мероприятие – «Приезжайте к нам в аул»
Презентация мини-музея.
Результат:
1.
Посетили Центр этнической культуры города Махачкала, Дагестанский
музей изобразительных искусств им. Гамзатовой П.С.; выставку продажу изделий
народных мастеров на аллее народных промыслов.
2.
Оформили в группах выставки декоративно-прикладного
искусства.
3.
Разработали конспекты занятий по ознакомлению с народными
промыслами;
4.
Подготовили альбомы по промыслам и оформили стенды;
5.
Составили картотеку дидактических игр: «Ковры народов Дагестана»; «Украшения народов Дагестана»;
«Назови правильно»; «Угадай, какая роспись?»; «Составь узор по образцу»; «Узоры
на посуде»; «Что изменилось?»; «Что забыл нарисовать художник?»
6.
Оформили выставки художественно-творческой
деятельности детей:
«Узоры кубачинцев»,
«Балхарская керамика»,
«Кайтагская вышивка».
7.
Оформили выставку «Секреты народных мастеров», сотворчества
родителей и детей
8.
Собрали видеоматериал:
«Гончарное искусство Балхара»,
«Дагестанские ковры»,
«Кубачинские златокузнецы».
9.
С помощью родителей подготовили коллекцию национальных
костюмов для участия в итоговом мероприятии
10.
Были проведены
консультации родителей на тему: «Декоративно-прикладное искусство в художественно-эстетическом
развитии ребенка».
Проведение данного
проекта показало очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей.
Дети проявляют устойчивый интерес к
истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам. Они не только
правильно называют предметы быта старины, но и понимают их назначение. Правильно
называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности
того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных
видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
1.
План выполнения и оценки
результативности пргораммы:
Задача |
Мероприятия проекта для решения
поставленной задачи |
Сроки выполнения |
Критерии оценки результативности |
|
Планирование работы, создание условий для
успешной реализации проекта |
Подбор и
анализ методической
литературы по декоративно-прикладному искусству, Подбор наглядно-дидактических
пособий, демонстрационного материала, иллюстраций. Сбор
видеоматериала: «Гончарное искусство Балхара», «Дагестанские ковры», «Кубачинские златокузнецы |
1-2 неделя ноября |
Обеспечить
единое направление всей работы проекта для его успешной реализации |
Высокий результат в работе проекта, полная реализация
поставленных задач |
Формирование
сотрудничества и систематический контакт с родителями |
Анкетирование
родителей. |
1 неделя ноября |
Реализация
единого образовательного пространства: ребенок – семья – детский сад. |
Участие и заинтересованность родителей в образовательном
процессе |
Выявление возможности семьи для создания
музея в детском саду |
Проведение консультаций для
родителей на тему: «Роль декоративно-прикладного искусства в
художественно-эстетическом развитии ребенка», |
3 неделя ноября |
Повышение
компетентности родителей воспитанников в вопросах музейной педагогики, |
Раскрытие потенциала взрослых в создании и подбора
экспонатов для мини-музея ДОУ. |
Расширить знания детей о традиционных ремеслах Дагестана,
о его традициях и истории. |
Беседа: «Общее знакомство воспитанников с
народно-прикладными центрами Дагестана: Балхар, Кубачи, Унцукуль, Сулевкент,
Кайтаг, центром дагестанского ковроткачества.» Посещение
Центра этнической культуры города Махачкала; |
4 неделя ноября- 1
неделя декабря |
Расширение знаний детей на тему народно-прикладного
искусства; |
Повышение уровня знания дошкольников в области истории
Дагестана, в частности дагестанского народно-прикладного искусства |
Просвещение родителей Дать возможность
ребенку познать мир посредством изучения народно-прикладного искусства
Дагестана, Учить детей различать
наиболее известные виды народно-прикладного искусства Продолжать развивать
мыслительные процессы, память, творческое воображение создать подходящую среду для развития
творческого потенциала Воспитывать интерес к
декоративно-прикладному искусству, родному краю через чтение художественной
литературы Привлечь родителей к
совместной творческой работе с детьми, развивать художественный вкус |
Оформление
родительских уголков Проведение дидактических игр:«Ковры народов
Дагестана»; «Украшения народов Дагестана»; «Назови правильно»;
«Угадай, какая роспись?»; «Составь узор по образцу»; «Узоры на посуде»; «Что
изменилось?»; «Что забыл нарисовать художник?» . Оформление стенда о Дагестане, о его прошлом и настоящем «Я
буду Родиной гордиться! Ее любить не перестану!». . Изобразительная деятельность детей, работы детей с использованием
орнамента; открытые занятия « В гостях у тетушки Хабибат»,(посещение
гончарной мастерской ) Пополнение экспозиции детского
музея лучшими работами детей. конкурса чтецов «Дагестанские
поэты – детям» (на русском и дагестанских языках), Сотворчество родителей с детьми; конкурс для родителей и детей «Кукла
из моего села» . Беседы о
национальных дагестанских . Беседы о национальных дагестанских нарядах. нарядах. |
В течении всей проектной деятельности |
Просвещение родителей в области
культуры Дагестана, с целью дальнейшей передачи полученных знаний своим детям Формирование представление о
народном промысле народов Дагестана, воспитывать у детей уважение и интерес к
народным промыслам, воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному
искусству, Расширить кругозор
воспитанников, обогащать духовно-нравственное воспитание, развить творческий
потенциал ребенка, продолжить воспитывать патриотические чувства, любовь к
Родине и к родному краю. воспитывать интерес к народным играм, приобщать к
народной культуре; обогатить
духовно-нравственное воспитание, продолжить воспитывать
патриотические чувства, любовь к Родине Развивать умение выделять
элементы промыслов. Воспитывать у детей уважение и интерес к народным
промыслам. , развить творческий
потенциал ребенка, Формировать представление о народных промыслах
Дагестана ( унцукульской
серебряной насечке, табасаранских коврах, балхарских глиняных изделиях,
кубачинских серебряных изделиях и т.д.) родному краю. |
Информированность
родителей в отношении традиционных
ценностей и культурного наследия |
Воспитание в детях патриотических
чувств, любви к своей Родине и к культуре
предков |
Оформление стенда
о Дагестане, о его прошлом и настоящем «Я буду Родиной гордиться! Ее
любить не перестану!» |
2 неделя декабря |
Формирование в подрастающем
поколении патриотизма и уважения к истории родного края |
Информированность воспитанников в области культурного
наследия своего народа |
Приобщать детей к пониманию
уникальности своей малой Родины, ее природных, духовных и исторических
ценностей |
Беседы о национальных дагестанских
нарядах |
3 неделя декабря |
Сформировать
устойчивый интерес у дошкольников к культуре народов Дагестана |
Умение отличать особенности дагестанских традиционных
костюмов |
Формирование чувства причастности к традициям, обычаям, обрядам
своего народа. |
Конкурс с
участием родителей «Бабушкин
сундук», представление своего
национального костюма |
4 неделя декабря |
Вовлеченность детей в совместную
работу с взрослыми развивать интерес к
истории своей семьи |
Качество представленных
экспонатов, выбор лучшего национального костюма; |
Раскрыть детям
историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в
повседневной жизни, научить |
Оформление первой экспозиции в музее
детского сада с использованием манекенов |
2-3 неделя января |
Формирование ценностного отношение к истории, развивать
эстетический вкус |
Проявление активности детей в усвоении музейного наследия |
Формировать представление о народных промыслах Дагестана,
познакомить воспитанников с одним центрами народно-прикладного искусства
Дагестана |
Беседы с детьми о видах декоративно-прикладного искусства: Цикл бесед с
детьми о видах декоративно-прикладного искусства: «Балхар –
гончарная песня» беседа о селе
гончаров, знакомство с историей села,
Сулевкентская керамика, Унцукульская
насечка, Кайтагская
вышивка, Табасаранские
ковры, Кубачинское
искусство. |
3-4 неделя января |
Формирование у воспитанников
знаний о народных промыслах |
Умение различать виды народных промыслов дагестанских
мастеров; |
|
Рассматривание альбомов по промыслам |
1 неделя февраля |
Воспитание у детей интереса и
уважения к народным промыслам |
Уметь отличать характерные особенности балхарских глиняных
изделий |
Развивать умение выделять элементы росписи и
основных узоров дагестанских народных мастеров |
Рассматривание
иллюстраций с изображениями видов росписей, фотографий, раскрасок. |
2 неделя февраля |
Иметь представление об элементах и
узорах используемых в украшении изделий дагестанских мастеров |
Умение различать основные композиционные решения и элементы
дагестанского народно прикладного-искусства |
Воспитание
интереса к декоративно-прикладному искусству, истокам народного творчества. |
Посещение
музеев и выставок по
народно-прикладному искусству |
В течение всей
проектной деятельности |
Знакомство воспитанников с
изделиями народных мастеров |
Иметь более точные сведения об изделиях дагестанских
мастеров, их отличительных особенностях и характеристиках; |
Проявление творческого
потенциала в совместной деятельности воспитанника с родителями |
Сотворчество
родителей с детьми;
конкурс для родителей и детей «Кукла из моего села» |
3-4 неделя февраля |
Воспитание интереса и
эстетического отношения к народному искусству, приобщение детей к истокам родного
народного творчества |
Оценивание конкурсантов и конкурсных работ, выявление
победителя по итогам конкурса; |
Расширять знания детей о дагестанских писателях,
поэтах, литературных произведениях. |
Использование художественного слова, а именно проведение
конкурса чтецов «Дагестанские
поэты – детям» (на русском и дагестанских языках), чтение художественной литературы, подбор произведений
фольклора, стихов, пословиц, поговорок. |
4 неделя февраля- 1
неделя марта |
Обогащение знаний детей о
дагестанских авторах, произведениях фольклоре, пословицах и поговорках |
Сформированный
интерес к фольклору
и национальной культуре, создателям поэтических творений; |
Знакомство с понятием «Мастер-гончар»,
основными изделиями гончаров:
кувшинами, горшками, а также
изделиями для души и забавы: свистульками, народными игрушками, украшениями. |
Продуктивная деятельность детей, работы детей с использованием орнамента:
- «
В гостях у тетушки Хабибат», (посещение гончарной мастерской) - « Волшебный круг тетушки Хабибат» (знакомство с гончарным кругом), -
«Золотые руки тетушки Хабибат» (лепка на гончарном круге) - « Волшебный огонь тетушки хабибат» (рассказ
о том, как обжигают посуду в печах) |
1-4 недели марта |
Уметь правильно подбирать цветовую
гамму, использовать растительные элементы для составления узора, закреплять умение ритмично
располагать узоры. Формировать начальные представления о свойствах и средствах художественной
выразительности глины (пластика, цвет, форма, объем, пропорции,
композиция). |
Умение использовать различные виды орнамента в творческой
работе, Анализ продуктов и процесса детского творчества. Демонстрация и обследование образцов декоративной посуды |
Воспитывать интерес и эстетическое отношение к
народному искусству |
Пополнение экспозиции
детского музея лучшими работами детей. |
1-2 неделя апреля |
Формирование эстетического вкуса способности оценивать
эстетические |
Выработка принципов, установок, потребностей и
интересов в общении с миром эстетических ценностей |
Вызвать у детей интерес к искусству
через декоративно-прикладное творчество и творческие способности в процессе
продуктивной деятельности |
Выставка
детского творчества оформление мини-музея; создание альбома детских работ по
народно-декоративному творчеству |
2 недели апреля |
Расширить и углубить знания в
области декоративно-прикладного искусства |
Уметь использовать приобретенные навыки в продуктивной
деятельности |
Воспитывать интерес к народным играм, приобщать к народной культуре |
Игровая
деятельность |
В течении всей
проектной деятельности |
Знание разных видов
народно-прикладного творчества через игровую деятельность |
сформированность умения самостоятельно моделировать свою
деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и
навыки. |
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.08.2019
Дата обновления: 30.08.2019
Дата публикации: 31.10.2018